После нескольких лет скитания по свету -
Варшава, Лос-Анджелес, Гонконг - Софи Марсо наконец-то обосновалась в Париже. А
точнее - в Нейи, фешенебельном, престижном пригороде, где ее соседями стали
Мирей Матье и российский олигарх Михаил Фридман. Решимость, с которой звезда
французского кино принялась вить фамильное гнездо на родине, вызвала
болезненную реакцию у мужа прекрасной Софи - польского режиссера Анджея Жулавского.
В ночь с 24 на 25 марта гордый потомок шляхтичей побросал в чемодан свои вещи и
хлопнул дверью, направившись холостяковать на берега Вислы. В жизни актрисы,
известной весьма непростым и независимым характером, начался новый этап,
которого она отнюдь не боится.
«Я никогда ни о чем не жалею, ничто не
проходит напрасно, - говорит Софи Марсо. - Каждый день я начинаю, как горняк,
спускающийся в шахту и не знающий, найдет ли он на этот раз золотую жилу или
нет. Даже когда не снимаюсь, продолжаю много работать: читаю сценарии и книги,
сама пишу («Лгунья» - так называется первый роман, написанный Софи Марсо и
благоприятно воспринятый парижской критикой. - К.Л.), смотрю новые фильмы... Наша жизнь на рубеже тысячелетий непредсказуема.
Одна, казалось бы, ничтожная деталь способна порой навсегда изменить судьбу
человека. Именно поэтому для каждого так важно иметь свой родной очаг, уютный
собственный дом. Иметь несгибаемую опору в океане буден, если хотите. Этот дом
я создавала для себя и для моего сына - шестилетнего Венсана».
Как известно, случайностей не бывает.
Поселившись в Нейи, Софи в некотором роде вернулась на круги своя. Ведь здесь
более двадцати лет назад состоялся ее первый в жизни кастинг. Режиссер Клод
Пиното отобрал из сотни претенденток на главную роль в фильме «Бум» именно
пухлогубую, зеленоглазую девчонку с малозвучной фамилией Мопю. После триумфа
картины, ставшей поистине знаковой для молодого поколения французов,
тринадцатилетняя дочь шофера и официантки в пивном баре Софи Мопю превратилась
в звезду кино Софи Марсо.
«Моя мама до сих пор не верит, что я стала
актрисой. И сейчас она по-прежнему мечтает, чтобы я объявляла погоду по
телевидению: в ее представлении, я бы тогда ходила с утра на работу и получала
бы каждый месяц зарплату. Впрочем, мне самой иногда кажется, что прожитое
случилось не со мной. Я так дорожу каждой из вещиц, заполняющих мой дом,
наверное, потому, что в них сосредоточена история. История жизни, сочиненная
мной самой», - Софи обводит рукой стены с семейными фотографиями, книжные
стеллажи с безделушками. Тут же - икона, привезенная из Санкт-Петербурга со
съемок «Анны Карениной», статуэтка «Мольера» - французской театральной награды,
и еще африканский божок.
«Мое детство прошло в Жантийи, пролетарском
пригороде Парижа, где все читали только «Юманите» и голосовали за коммунистов,
- вспоминает Софи. - Перед окном моей комнаты нескончаемой вереницей мчались по
чадящему выхлопными газами Переферику (парижскому аналогу МКАД. - К.Л.) машины и грузовики. Может быть,
из-за этого я так дорожу моей нынешней жизнью со всеми ее приятными атрибутами,
включая воспоминания о съемках в экзотических краях. Скажем, африканская
статуэтка напоминает мне о работе в картине «Форт Саган», которая снималась в
африканской пустыне, орхидеи и фарфоровые статуэтки говорят о Японии, где меня
принимали как живое божество. Статуя Будды? О, это особая история! Когда я была
совсем маленькой, хотела выйти замуж за вьетнамца. Так мне нравилось все
азиатское! Потом я узнала историю Будды и очень заинтересовалась его
философией. Только не подумайте, будто я стала убежденной буддисткой, как,
скажем, Ричард Гир или Стивен Сигал, нет! Просто мне по душе исходящее от Будды
ощущение спокойствия и умиротворенности. Я на самом деле хочу верить, что
главное в жизни - только настоящее, которое надо прожить сейчас, не откладывая
на завтра. Реинкарнация? Честно говоря, мне еще далеко до понимания переселения
душ, но порой мне самой кажется, что я существую везде и при этом нигде».
...А пока жизнь Софи у Булонского леса
посвящена Венсану и обживанию нового дома. Здесь, в Нейи, Венсан впервые пошел
во французский детский сад, который многозначительно называет «школой». Здесь
Софи готовится к своей новой режиссерской работе (по секрету: картина будет
называться «Говорите мне о любви») и одновременно - к съемкам в главной роли у
Жан-Поля Раппно, мэтра французского кино, в фильме «Добрый путь», которые
начнутся в мае.
В ближайших планах Софи и визит в Россию.
Однако не в качестве именитой туристки. Очаровательная француженка приезжает к
нам... в командировку. Она снимется в одной из главных ролей в совместной
российско-британской ленте «Ночные ведьмы». Фильм расскажет о легендарной
женской эскадрилье времен Великой Отечественной войны, совершавшей свои боевые
вылеты на легких бипланах «ПО-2» по ночам и наводившей
панический ужас на гитлеровцев. Постановка картины
доверена режиссеру-дебютанту Александру Сиддигу. Сам он - уроженец Судана, а
его мать-англичанка является родной сестрой Малколма Макдауэлла. Кстати, дядя
намеревался сыграть главную мужскую роль в картине племянника.
«Обожаю животных. Раньше у меня была
бирманская кошка Кафуши, а теперь - собака с неожиданным литературным именем - Лолита,
- продолжает разговор Софи. - Хотите чаю? Я обычно завариваю его с мятой. Или
вина? Предпочитаю белое. Люблю проводить время на кухне, где у меня на полочках
масса приправ, где выстроены в ряд коробки с корнфлексом и сухофруктами, где
висят на крючках мои любимые разноцветные чашки. Диета, гастрономический режим?
Нет, к этим фокусам я не прибегаю. Правда, ем только два раза в день. Причем
утром - очень плотно. Так, когда жила в Санкт-Петербурге, где снималась «Анна
Каренина», завтракала только скумбрией горячего копчения. У вас ее готовят
потрясающе вкусно! Мяса вообще не ем, зато люблю рыбу, овощи, фрукты и особенно
- шоколад. Он для меня - главный витамин. Кроме того, стараюсь не кусочничать.
Мне нравится быть рекламным лицом парфюмерии «Герлен», нравится появляться на
показах Высокой моды и прет-а-порте. Но при этом я никогда не стремилась иметь
фигуру манекенщицы; мягкие линии, округлый силуэт - вот мой «фирменный» стиль.
Когда меня спрашивают, в чем секрет моей постоянной хорошей физической формы,
всегда отвечаю: каждый день полчаса активно занимаюсь гимнастикой, много сплю и
никогда не греюсь на солнце, не загораю».
Чувствуется ли в уютном и гостеприимном
парижском доме Софи отсутствие мужчины? Мне кажется, что ставить так вопрос
просто не стоит. Во-первых, теперь всегда рядом с Марсо ее верный Венсан: он
гордится тем, что у него такая красивая и знаменитая мама. А во-вторых -
потому, что роман между Софи Марсо и Анджеем Жулавским с переменным успехом
длится уже с начала восьмидесятых годов и, кроме них двоих, нет на свете такого
отчаянного человека, который решился бы поставить в нем точку.
Константин Лежандр
Семь дней №44 (29.10-4.11 2001 года)